?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О Зимней школе я узнала довольно рано - еще в сентябре и сразу же загорелась. Меня пригласили Даша и Наталья Олеговна в качестве преподавателя. Смущало только то, что это выпадает на новогодние каникулы. Из-за этого долго переживала, обдумывала, но в итоге было решено ехать. Место проведения - национальный парк Смоленское Поозерье (Смоленская область, возле села Бакланово). Это волшебный смешанный лес, с множеством озёр. Кажется, что природа почти нетронутая - безлюдно, всюду следы диких зверей - кабанов, зайцев, лис и даже рысей! Настоящий уголок дикой природы, а сколько птиц. Очень много, крупные сойки прямо штуки по три под окнами у кормушек собирались. Про птиц будет ниже. Здесь раздолье для краснокрижных животных и растений. В общем - место просто потрясающее! Теперь мечтаю туда попасть летом.
Зимняя школа - это "детский лагерь с научным уклоном". То есть - помимо стандартных зарядок, кефира, соревнований, здесь для детей подготовлены лекции, мастер-классы, образовательные экскурсии. В эту поездку была зимняя энтомология ( вел Олег Игоревич, сотрудник нацпарка) - дети вооружались ломами, топорами, чтоб собирать зимующих насекомых, а потом определяли их. Дмитрий Беляев (тоже из заповедника) устроил соревнования по бёрдингу и прогулки с определением следов диких зверей. Костина Марина Викторовна вела занятия по ботанике - определение растений по почкам и веткам, исследование их под микроскопом, прогноз какие из почек первыми распустятся зимой, в общем, жутко интересно. Ну а я, а я рассказывала про микропалеонтологию.

Еще по дороге на место я поражалась видам из окна - бескрайние холмистые просторы перемешиваются с густыми лесами и маленькими деревеньками. Домики в которых все деревянные, с резными наличниками и в довольно приличном состоянии (хотя не без заброшек). Все эти домики какие-то особенно приятные и родные что ли. Ну а приехав на базу вообще поразилась - стоит она на берегу озера Баклановского, огромного и усеянного островами.


По прибытию все начали потихоньку обживаться, первый день был "адаптационным", все знакомились, дети разбивались на команды и играли в коллективные игры.

Прогноз погоды немного пугал - в последние дни обещалось -30, поэтому бёрдинг (фотоохота на птиц) перенесли на второй день. Так что второй день был уже очень насыщенным. Дмитрий объяснил правила, детей разделили на команды, снарядили картой, биноклем, взрослыми и в путь. Я попала в команду с самыми юными бёрдерами и по началу мы все действительно пытались выследить птиц. Это оказалось чертовски сложно, даже если ты выслеживаешь птичку - поди попробуй её сфотографировать хотя бы немного отчетливо. Еще и повалил снег - огромные мягкие снежинки... Что еще больше ухудшало видимость)).

Один член команды, после незначительного конфликта, перешел к конкурентам. Командный дух начал падать... Но, дойдя до деревни, где начали встречаться птицы, все оживились, обрадовались, то и дело кричали "вон они, снимай!". Ну а потом, окрылённые весельем, начали скакать по снежным кручам. И в итоге Максим упал и немного ушиб ногу. За ним приехал сотрудник парка, Петя поехал в качестве сопровождающего (он уже немного устал и замерз, но зато проявил благородство). В итоге из пяти детей осталось двое - тихий Витя и серьезный Миша. До базы мы добрались без происшествий. Но это пол дела. Дальше надо было по фотографиям определить птиц, но мы сделали и это, и несмотря на весь треш, заняли второе место, юху!

Вечером смотрели фильм Большой год - про бёрдинг (оказывается, популярное хобби на западе). На следующее утро я озадачилась и сделала немного фотографий уже в более спокойной обстановке, надо было вообще никуда не идти,  а караулить птиц возле кормушек.



Дальше надо было распределить, кто каким проектом будет заниматься - по итогам всех проведенных занятий и экскурсий необходимо было сделать фоторепортаж, новостную заметку или видео. Перед этим Вика и Наталья Олеговна научили их азам этого мастерства и в качестве тренировки, все должны были быстренько подготовить заметки (Волк и семеро козлят, Белоснежка и Три поросёнка). Вожатые и преподаватели сначала расслабились, но тут и нам прилетело - Золушка. Блин, как я смеялась. Мы старались соблюдать все правила и в итоге на свет родилась безумная история "Золушка, Тутин и хрустальный зуб" - про санкции, Крым, смекалочку, импортзамещение. Возможно, мы слишком увлеклись, но когда Ваня читал, я смеялась почти до слез.

С третьего дня начались занятия. Каждая группа (по 9 человек) должна пройти все три секции - ботанику, энтомологию и палеонтологию по очереди. Я объединю три дня моей работы в один рассказ.
Первая часть - лекция, здесь я рассказала о палеонтологии в общем и о микропалеонтологии в частности. О работе палеонтологов ещё кое как известно, а вот микропалеонтологи - что это за звери такие, что они делают и как - не знает никто, кроме их самих. Кстати, вот интересно, кажется, что в моё время детей-фанатов динозавров было больше, возможно, это из-за Парка юркого периода на кассетах. Я помню, что большая часть школьников знали наизусть самых популярных динозавров, мечтали стать палеонтологами и разбирались в каком геологическом периоде что происходило. Возможно, здесь я не объективна, но сейчас такого повального увлечения палеонтологией нет. Поэтому надо её нести в массы!) Надеюсь, что у меня получится.
Так вот, сначала теоретическая часть, с подробным описанием методики  - от керна до палеореконструкции.

А потом самое весёлое - практическая! Выглядит, как алхимия какая-то - варка глины. Всё бурлит, вокруг распространяется густой "земляной" запах.



После добавления соды - пшшшш, море пены. Я сама взглянула на это процесс со стороны - это же круто).



После того, как глина сварена, начинается отмывка.

Тут уж дети повеселились, но хочу заметить - были очень аккуратны. Все три группы отмыли глину идеально. Некоторые вспомнили, что видели похожую глину, даже кто-то звал меня к себе на дачу, но я несколько раз предупреждала, что этого лучше не делать дома!)

Отмытый песочек отправляется на просушку и ждет своего вечернего часа.

В оставшееся время мы занимались изучением тех ископаемых, что у меня накопились, добро пожаловать в филиал музея! Каждый раз я сама радуюсь, видя, как поражаются дети - кто-то от пирита, кто-то от перламутровых аммонитов, кто-то от гигантских чёртовых пальцев или зуба пещерного медведя... Как-будто сама становлюсь ребенком и у меня на глазах рушатся пресловутые таблички "руками не трогать".

Здесь, наверное, идет речь о копролите. Кто-то взял на заметку и решил, что из этого выйдет не плохое секретное обзывание.



Вечером, после обеда и тихого часа, вторая часть занятия. К этому времени песок высох и готов к просмотру.

Возле микроскопов всегда было оживление и очередь, каждый хотел что-то найти. Сначала было знакомство с микрофауной, чтоб каждый знал, что искать. Некоторые очень увлекались поисками, хотя я по себе знаю, как это тяжело с непривычки - координировать движение кисточки и иголки. К сожалению, та глина, что варили мы, оказалась небогатой, но я подготовилась к такому сценарию и чтоб не терять время, на сцену выходил "беспроигрышный песок"! Это уже отмытый и просмотренный мной материал, какой-то безумный образец, откуда я вытащила 400 остракод, а от микрофауны просто рябило в глаза. Сейчас - это именно то, что надо!

Наша цель была - научиться обрабатывать образцы и потренироваться в поисках. Мне хотелось, чтоб каждый что-то нашел. И ребята сделали это - они нашли целую кучу самых фораминифер, они очень красивы для демонстрации микрофауны - спиральнозакрученные, плоские, пухлые, резные...

Работали за двумя микроскопами - моим домашним, который очень приглянулся сотрудникам нацпарка, они просили его подарить и величали гламурным (из-за золотой лампы))). А второй.. Беня! Тот самый Беня, с треснутой ручкой, за которым я в одиночку просмотрела целую скважину, из-за того, что сколько времени за ними проводишь, микроскопы уже воспринимаются как люди.

Я очень переживала, что-то будет скучно, но в итоге всё вышло очень живо и меня поразило то, что многие оставались уже после окончания занятий и я рассказывала о современных открытиях, о своих выездах, о Гемме, мы сидели еще минут 30.
Дети были чем-то заняты почти всё время. Занятия перемешивались, например, с мастер-классом по изготовлению рождественских печенек. Некоторые олени вышли очень смешными)).

Или, например, угадай мелодию, в конце караоке. Сначала всё были скованными, но потом разошлись и пели даже преподаватели)). А когда настало время выбора песен по желаю - началась жара, я бы никогда не подумала,что дети сами будут выбирать Лепса и Алегрову. "Тооолько, рюмка водки на столе" - вызвало у меня когнитивный диссонанс, а "Младший лейтенант, мальчик молодой" усилил его.

В последние дни грохнул мороз.

Всё время шла бурная работа над проектами. Кураторы каждой секции помогали свои группам, но сама идея и реализация - этим занимались дети. По палеонтологии было несколько проектов.

Один из них - видео. Девочки подошли серьезно и задумали интервью. Тут пригодился мой опыт видеоблогов)). Вручили мне список вопросов, чтоб я подготовилась заранее, а дальше всё как на телевидении. В конец вставили неудачные кадры, как у Джеки Чана, вышло круто)).

Была еще художественная заметка про юрское море и красочный фотопроект. А заметка "Суп, которому 140 миллионов лет"  - это гениально! Я, как прожженный книгоман, оценила все эти красочные эпитеты и сравнения, вышедшие из под пера Кати. Но в итоге текст подвергся правкам и стал более научным и сухим. Возможно, к лучшему, но в моем сердце навсегда просушка глины до состояния "носа заболевшей собаки", "блестки перламутра, как мириады звезд"...
В эту поездку очень "прикипела" к Марине Викторовне, я прямо её фанат!) В один из дней на нас даже пожаловались дети, так громко мы хохотали после отбоя (они то думали, что это вожатые). Удивительная женщина!

В последний вечер был Медиа-форум "Наука 2017", где вручались грамоты и демонстрировались итоги работ. Кто-то из детей нарядился, я, вот, по торжественному случаю, накрасила губы. От себя я привезла несколько маленьких презентов детям.
Фотопроект удался! Полина и Настя - вишенки! Настя, кстати, в начале поездки раздумывала над будущей профессией - палеонтолог или патологоанатом. Надеюсь, она выберет первое.

Видео тоже покорило экспертов! Саша и Настя, спасибо вам!

Суп, которому 140 миллионов лет, навсегда будет бурлить в моём сердце!

Егор, развивай дальше свой оригинальный стиль. "Когда Москва была морем" - вышло красочно!

В общем, это было очень серьезно и торжественно. Настроение, как на школьном выпускном - очень радостно и трогательно, птенцы вылетели из гнезда, прямо)). Понятно, что мне природнились больше всего мои, палеонтологи, так что в конце с Катей и Настей мы обнимались, да так было грустно от того, что всё закончилось, что слезы наворачивались.

После официальной части был сочельник с безалкогольным глинтвейном и гаданиями. Забавно, когда на столе стояло 7 чаш, каждому надо было загадать номер чаши. И первую выбрал только один человек из 33х... Я))).
Дальше был очень трогательный ритуал: по кругу передаётся свеча и каждый должен сказать, чего он ждал от школы и что получил. Это была такая теплая атмосфера единения, казалось, что мы вместе провели год, а не 5 дней.

Но утром мы всё снова встретились, после всех трогательных прощаний)). Это был самый морозный день, -30.

Но мороз только бодрит!

Снег под ногами разлетался, как мука, а ресницы, волосы, шарфы и шапки моментально покрывались изморозью. Сначала все бодрились, прыгали, бегали.


Но автобус подозрительно долго не ехал, так что -30 стали ощущаться даже костями. Так что в срочном порядке все побежали на базу греться. И по закону подлости, конечно, как только все завалились к батареям, скинули ботинки и куртки, автобус приехал и пришлось идти назад к дороге.

Теплый автобус привез нас сначала в музей усадьбу Пржевальского - великого географа.

Мне очень нравится атмосфера старых домов.

И старые мутные зеркала. Ведь достаточно представить, сколько народа в них смотрелось, в это, например,  даже сам Пржевальский!

Условия были прямо экстремальные. Экскурсовод ждал нас целый час, но экскурсия была потрясающей! Правда, мы перемещались бегом от памятника к памятнику и до автобуса. Это придало нотки безумия, но в целом, несмотря на холод, было в этом что-то волшебное.

Я хочу обязательно вернуться в Смоленск, удивительный город, только не в такие холода.

Я рада новым знакомствам и тому, что стала частью дружной команды, частью чего-то большого, доброго, светлого! Это бесценный опыт. Надеюсь, что мы все еще встретимся и организуем что-то интересное. Спасибо организаторам, что сделали эти новогодние каникулы незабываемыми, коллегам-преподавателям, вожатым, национальному парку, что приютил школу, отдельное спасибо Вике за фотографии и вегетарианскую компанию;)!
Несмотря на все мои переживания, я очень сильно привязалась к детям, они безумно крутые, интересные и все очень разные. Ребята, я желаю вам найти своё место в жизни, будьте сами собой, верьте в мечты!
Мы обязательно встретимся ещё!

<3

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
polenadisto
Jan. 12th, 2017 09:52 am (UTC)
А энтомолог только откапывал зимующих? Зимнеактивных насекомых (мою научную любовь очередную) не находил?
shurupova
Jan. 15th, 2017 02:08 pm (UTC)
Вот я как только услышала, что будет зимняя энтомология, думаю, ура, наконец, увижу этих самых таинственных зимних насекомых! Но были только зимующие.
А когда температура опустилась до -20, зимнеактивные насеки остались только в мечтах, увы(.
( 2 comments — Leave a comment )